Шапка

                                  

Назад

Балерина

БАЛЕРИНА

 

    ГОЛОС. Жила-была балерина.  Она танцевала, она сидела на стуле, склонив голову, она спала, она ходила в магазин.

БАЛЕРИНА. Мне сало, пожалуйста, пять кило,

 ГОЛОС. Она занималась сексом, она мыла полы.

Меняются кадры каждые 4-6 секунд (кадры без звука, ГОЛОС опережает действия, БАЛЕРИНА всегда в шопенке): БАЛЕРИНА танцует, БАЛЕРИНА сидит на стуле, склонив голову, БАЛЕРИНА спит (только сопение), БАЛЕРИНА покупает в магазине сало, БАЛЕРИНА занимается сексом (только охи и ахи), БАЛЕРИНА моет полы (только шарканье)  и еще, что придет в голову режиссеру во время съемки.

ГОЛОС. Как-то балерина ломает ногу. То ли неловко падает, то ли неудачно приземляется после прыжка во время спектакля, то ли не везет ей в схватке с байкером, то ли грохается с кровати во время секса, то ли сваливается с забора, убегая от полицейских.

Меняются кадры каждые 4-6 секунд (кадры без звука, ГОЛОС опережает действия, только Ой! или Ай!, когда БАЛЕРИНА ломает ногу, БАЛЕРИНА всегда в шопенке): БАЛЕРИНА лежит и держится за ногу, БАЛЕРИНА прыгает вовремя спектакля и неудачно приземляется, спотыкаясь о шута, лежащего на сцене, БАЛЕРИНА бьет ногой, байкера, но один раз он уворачивается, и она попадает по мотоциклу, БАЛЕРИНА занимается сексом (тот же кадр, когда «ГОЛОС. Жила-была балерина» и БАЛЕРИНА занимается сексом (только охи и ахи)) и падает с кровати, БАЛЕРИНА убегает от полицейских и, перелезая через забор, падает и еще, что придет в голову травматологу во время съемки.

ГОЛОС. Но после того как нога зажила, у нее не получалось танцевать также хорошо, как раньше. То поднимает ногу не прямую, а согнутую в колене, то как-то косолапо передвигает их, то на бывшей больной ноге не может танцевать в пуанте, и вот смотрите, ей предлагают потанцевать перед пенсионерами.

Меняются кадры каждые 4-6 секунд (кадры без звука, ГОЛОС опережает действия, только Хи-хи или Ха-ха, когда БАЛЕРИНА исполняет элемент танца коряво, БАЛЕРИНА всегда в шопенке): БАЛЕРИНА поднимает ногу не прямую, а согнутую в колене, БАЛЕРИНА косолапо танцует (смех за кадром), у БАЛЕРИНЫ на одной ноге пуанта, на другой – лапоть,  БАЛЕРИНА танцует в доме культуре перед пенсионерами и еще, что придет в голову балетмейстеру во время съемки.

ГОЛОС. И тогда она впадает в отчаянье. Сначала хнычет, потом плачет, потом ревет, потом пьет одна в квартире, потом пьет в баре, потом пьяная танцует на столе сначала в том же баре, потом – в соседнем, потом пытается повесится, потом снова плачет и занимается сексом, потом берет билет в Магадан.

Меняются кадры каждые 4-6 секунд (кадры без звука, ГОЛОС опережает действия, шопенка маленьким(и) лоскутком(ами) торчит из-под одежды): БАЛЕРИНА хнычет, БАЛЕРИНА плачет, БАЛЕРИНА ревет, БАЛЕРИНА бухает одна в квартире, БАЛЕРИНА бухает в баре, БАЛЕРИНА пьяная танцует на столе в баре, БАЛЕРИНА пытается повесится, но не находит, куда можно зацепить веревку и начинает плакать, БАЛЕРИНА занимается сексом, лежа как бревно, БАЛЕРИНА в кассе берет билет в Магадан, но на следующий день рвет его, и еще, что придет в голову чудесному психоаналитику.

ГОЛОС. Она понимает, что ей надо искать другую работу. Она ищет ее на улице и во дворе, в газете и журнале, в цирке и шапито, на фабрике и в поликлинике, в районной библиотеке и библиотеке им. Ильфа и Петрова, в питейных домах и  Феофановых кондитерских, в обещаниях друзей и сарказме врагов.

ДРУГ. Да я тебе, милочка, работу в десять раз лучше найду, я же друг. Что-то у тебя платье в голубиных плевках. Номер телефона твой у меня где-то был записан. Вот заживешь! Пока.
ВРАГ. Какое горе. Хотя я и враг, но, может, к нам в театр? Как раз уборщица недавно уволилась. Такие просторы у нас там.

ГОЛОС. В трамвайном депо и морской верфи тоже спрашивает, и даже ищет на стадионах и площадях.

Меняются кадры каждые 4-6 секунд (кадры без звука, ГОЛОС опережает действия): БАЛЕРИНА ходит по улице, заходя в ларьки, киоски, БАЛЕРИНА сидит на скамейке и читает газету, БАЛЕРИНА во внутреннем помещении цирка, БАЛЕРИНА в цеху шумной фабрики, БАЛЕНИНА в библиотеке, несет высокую стопку книг, и они у нее рассыпаются, БАЛЕРИНА в ресторане, но там ей отказывают, и она там же напивается, БАЛЕРИНА слушает заверения друзей и врагов, БАЛЕРИНА в трамвайном депо, ей рассказывают о трамвае, БАЛЕРИНА стоит посередине площади, а камера кружит вокруг нее, постепенно опускаясь, чтобы было видно, что она, оказывается, в шопенке и пуантах, и сейчас не она кружится на сцене, а все кружится вокруг нее, прижимая ее к земле.
 
БАЛЕРИНА перепрыгивает через лужу.
Здание с колонами. Диалог происходит то около одной колонны, то около другой.

БАЛЕРИНА. Да, я балерина.
МУЖЧИНА. А вы любите воду?
БАЛЕРИНА. Воду, воду… (задумываясь) Воду.
МУЖЧИНА. Я заметил, что вы балерина.
БАЛЕРИНА. Я люблю спокойную воду.
МУЖЧИНА. Лужу?
БАЛЕРИНА. Как вы догадались?
МУЖЧИНА. Вы посмотрели на лужу.
БАЛЕРИНА. Нет, нет, нет. Как вы догадались, что я балерина?
МУЖЧИНА. По тому, как вы перепрыгнули лужу.
БАЛЕРИНА. Балерины не прыгают через лужу.
МУЖЧИНА. Предрассудки. Оставьте их.
БАЛЕРИНА. Хорошо, я оставляю их. Ведь замуж выходить не страшно?
МУЖЧИНА. Очень, очень приятно, но, по правде говоря, я знаю об этом от моего знакомого.

Мимо проходит мужчина, подходит к колонне, возле которой стоят БАЛЕРИНА и МУЖЧИНА.

МУЖЧИНА 2. Вы знаете, как делают колонны?
БАЛЕРИНА. Нет.
МУЖЧИНА 2. Никто не знает (уходит, его нет в кадре, но слышится его голос все тише и тише). В древности знали, а сейчас никто не знает. Грубейшая ошибка. Ведал бы про это Фидий.
БАЛЕРИНА. Может, это Парфенон (показывает на колонны), а я – Афина?
МУЖЧИНА. А Афина была балериной?
БАЛЕРИНА. Афина была богиней.
МУЖЧИНА. Вы тоже богиня.
БАЛЕРИНА. Перестаньте мне подсуживать. Вы обещали мне помочь с работой, помните? У вас получится? Посмотрите, как вы одеты. У вас должно получиться. Вот такие последствия (показывает ногу). Врач, доктор, медсестра, все удивлены. Я им верю. Они брали немного поверх своих возможностей. Я не только танцевать могу.
МУЖЧИНА. А давайте поживем вместе? Можно неделю, можно месяц. Вдвоем быстрее суп варить. Вы картошку чистите, я помидоры режу. Но не это главное. Потом замуж выходить не страшно.
БАЛЕРИНА. За вас?
МУЖЧИНА. Нет, нет, нет. За меня и так не страшно.
БАЛЕРИНА. Извините, я прощения прошу, не взыщите, виновата. Ой, четыре раза извинилась, что и забыла за что. Так бывает.
МУЖЧИНА. Я сам не знаю.
БАЛЕРИНА. Бросьте, вы знаете. А пойдемте ко мне, я вас угощу нугой. Она с чаем прекрасно сочетается. Вы, когда чай пьете, ложку, которой сахар мешаете, вынимаете из чашки, я надеюсь.
МУЖЧИНА. Нет.
БАЛЕРИНА. Жаль, тогда я вас не приглашаю на чай. А вы никогда не будете вынимать ложку из чашки?
МУЖЧИНА. Когда-нибудь буду.
БАЛЕРИНА. Замечательно… (достает клочок бумажки, протягивает мужчине)  Напишите свой номер телефона. Я вам свой пока не напишу. Стесняюсь. Подкорректирую и потом уже… Хотела сказать: в омут…
МУЖЧИНА (отдает обратно бумажку). Женщина любит всегда искренней, чем мужчина.
БАЛЕРИНА. Это предположение или никак не иначе?
МУЖЧИНА. Комплимент.
БАЛЕРИНА. Вы такие благородные.
МУЖЧИНА. Наблюдения, были наблюдения, накопилось предостаточно, груда, а потом раз и в одно предложение, бывало и в одно слово.
БАЛЕРИНА. Блеснуть хотели? А чем? Орденов-то нет.
МУЖЧИНА. Помилуйте.
БАЛЕРИНА. А что? Знаете, как на солнце играла бы патина?
МУЖЧИНА. А не любит женщина всегда незаметней, чем мужчина. Это уже не комплимент.
БАЛЕРИНА. Ни в коем случае, не надо, все по ситуации. Женщина всегда незаметней, хотя наряды ярче.
МУЖЧИНА. Наяды точно ярче…
БАЛЕРИНА. Ой, по-моему, я вижу свою подружку, ну, не совсем подружку, вон там, смотрите.
МУЖЧИНА. В желтой шапочке?
БАЛЕРИНА. Она желтая? Да, да, точно. Давайте я вам позвоню? Когда приду домой, сразу позвоню. Нет, не сразу, сначала Юю покормлю, потом позвоню, если телефон не будет занят. Все же может быть. Я думаю, что позвоню. С вами хорошо можно разговаривать, вы знаете? (и, не дожидаясь ответа, продолжает) У нее всегда есть деньги с собой, но она говорит, что у нее их нет. Это я о не совсем подружке.
МУЖЧИНА. Купите себе такую же шапочку.
БАЛЕРИНА (смеется). Ладно (удаляется). Пока.

 ГОЛОС. Она подходит к подруге, здоровается, они о чем-то начинают разговаривать.

БАЛЕРИНА. Я увидела тебя, думаю, ты, не ты.
ПОДРУГА. Я  это.
БАЛЕРИНА. Ты одна?
ПОДРУГА. Да, сейчас никого нет.
БАЛЕРИНА. Да, никого достойного нет.
ПОДРУГА. Минут десять назад подкатил один, а я ему, скатаемся в Милан на выходные, он, хоп, и сдулся.
БАЛЕРИНА. На что он рассчитывал, что ты такая несмышленая? Сегодня еще ни в одном магазине не была.
ПОДРУГА. Я устала, но с тобой прошвырнусь.
БАЛЕРИНА. Сначала по мартини?
ПОДРУГА. Океюшки.

ГОЛОС. Стоп, стоп, что-то не так.

Быстрая перемотка назад.

БАЛЕРИНА. У колонн стояла, увидела тебя, решила подойти. Что нового? Все также на озвучках работаешь?
ПОДРУГА. Подрабатываю. В плавание хожу, типа морских экспедиций?
БАЛЕРИНА. Ух! Наверное, в жизни что-то поменялось?
ПОДРУГА. Замуж вышла?
БАЛЕРИНА. За моряка?
ПОДРУГА. За испанца.
БАЛЕРИНА. Нравится?
ПОДРУГА. Красив, худощав, безудержен.
БАЛЕРИНА. Нет, море, экспедиции.
ПОДРУГА. Пока да. У тебя как?
БАЛЕРИНА. Ногу ломала, сейчас на прежнем уровне танцевать не могу.

ГОЛОС. Они идут, улыбаются, смеются, садятся на скамейку, скамейка удобная, с выгнутой спинкой, подруга показывает фотографии, делится впечатлениями, балерина показывает, как она еще хорошо танцует, но вдруг садится на скамейку и начинает плакать, у нее пока нет впечатлений.

Меняются кадры каждые 4-6 секунд (кадры без звука, ГОЛОС опережает действия): БАЛЕРИНА подходит к ПОДРУГЕ, они целуются, разговаривают, идут, улыбаются, смеются, ПОДРУГА что-то показывает БАЛЕРИНЕ, БАЛЕРИНА делает пару танцевальных движений и прыжков, садится, плачет, ПОДРУГА хлопает ее по плечу и уходит.

Через некоторое время БАЛЕРИНА встает и идет прочь от скамейки, идет мимо забора с колоннами с квадратом в сечении, на которых сверху лежит большой бетонный шар. Она взбирается на этот шар и садится на него.
Мимо проходят ЖЕНЩИНА и МУЖЧИНА 3. Разговаривают с набольшим одесским акцентом.

ЖЕНЩИНА (обращаясь к БАЛЕРИНЕ). Девушка на шаре, вы не знаете, почему в Парфеноне в Восточном зале колоннада двухэтажная?
МУЖЧИНА 3. Фира, зачем ты утомляешь отдыхающего человека?
ЖЕНЩИНА. Мне кажется, она может знать.
МУЖЧИНА 3. Она залезла туда исключительно нарочно, чтобы ее не морили вопросами.
ЖЕНЩИНА. Я могу спросить? Почему я не могу спросить? Спроси ты. Ты можешь узнать у нее то, о чем я ее хотела спросить?
МУЖЧИНА. Фирочка, брось ты этот Парфенон, зачем тебе это старье.
ЖЕНЩИНА. Ты взял фотоаппарат?
МУЖЧИНА 3: Как я могу его не взять. Не порти мне репутацию.
ЖЕНЩИНА. Тогда запечатли ее, вдруг – богиня, прошу.
МУЖЧИНА 3: Не надо меня одолевать.

Достает фотоаппарат.

ЖЕНЩИНА. Так она – Афина. Посмотри, Сёма, посмотри, как ногу держит, хотя и сидит, я уж знаю. Афина же была балериной.
МУЖЧИНА 3. Опомнись, какие в то время балерины.
ЖЕНЩИНА. Ну, танцовщицей. Не придирайся. Тоже мне профессор.
МУЖЧИНА 3 (к БАЛЕРИНЕ): Барышня, не надо брать ее слова серьезно. Кстати, вы не имеете ничего, если я произведу снимок?… Тогда совершите улыбочку, богиня. Фира, можно попросить тебя не отбрасывать тень?

ЖЕНЩИНА поворачивается на 180°.
МУЖЧИНА 3 фотографирует.
                                                                                    
МУЖЧИНА 3. Все, эскиз готов.
ЖЕНЩИНА. Ну, так пойдем, все равно не вижу ответа. Она даже «Ой!» не сделала или какого-нибудь другого выражения.
МУЖЧИНА 3. Будьте здоровы, барышня!

ЖЕНЩИНА и МУЖЧИНА 3 уходят.

БАЛЕРИНА (вслед им). Колоннаду сделали двухэтажной, чтобы создавалась иллюзия, будто бы статуя Афины выше, чем на самом деле.
ЖЕНЩИНА (Сёме). И что я тебе заявляла, знает таки. (Балерине, немного громче, т.к. они уже отошли метров на семь) Спасибо! Продолжайте сидеть, мы не будем мешать этому. До свидания! Заходите на чай. (Сёме) Она и есть Афина, мне Сима рассказывала ее лицо, так оно у нее (показывает поворотом головы на БАЛЕРИНУ) такое же, так похоже на Симину эмпирическую дескрипцию, как яйца у одной клуши (потом задумываясь на мгновенье), хотя вряд ли эмпирическую.
МУЖЧИНА. Знаешь, я бы сейчас скушал пирожков с ливером да Яшу послушал. Ты как?

БАЛЕРИНА встает на шар, достает из сумки статуэтку Ники, зонт, раскрывает его, собираясь использовать в качестве имитации щита, и принимает позу Афины.

Поле, или лужайка, или опушка.

БАЛЕРИНА идет на камеру, камера отъезжает назад по необходимости. Нарастает топот копыт. Она то закрывает уши, то открывает, и звук соответственно то пропадает, то появляется (так она делает раза три). Она подходит к переходу через дорогу, выставляет руку вперед, что видна внутренняя сторона ладони, показывая жест, обозначающий: Остановитесь, стоп. Топот резко стихает, и тут же в кадре светофор. Загорается зеленый свет. БАЛЕРИНА переходит дорогу. Машин нет, стоит один ишак. И как только она переходит ее, снова поле, или лужайка, или опушка.
БАЛЕРИНА идет от камеры, за ней идет ишак, камера приближается по необходимости. Топот копыт постепенно стихает. В какой-то момент камера останавливается, и БАЛЕРИНА с ишаком постепенно удаляются (камера: от общего плана к дальнему).

То же здание с колонами.

БАЛЕРИНА (говорит в камеру, крупный или первый средний план). Я буду сниматься в кино. Будет эта же камера, наверное. Мне текст напишут. Вот этот мужчина будет сниматься со мной, он, собственно, и режиссер (камера показывает РЕЖИССЕРА). Это – монтаж, сначала меня показывали, потом – его. Я предполагаю, что одновременно будет работать и еще одна камера. Она будет брать нас в полный рост справа (камера снимает общим планом и сбоку, стоящих друг напротив друга БАЛЕРИНУ и РЕЖИССЕРА, БАЛЕРИНА машет рукой). (снова крупный или средний план) Это будет коткометраж… короткотражнн…, в общем, маленькое кино. Он (камера показывает МУЖЧИНУ 3 крупным или первым средним планом) предложит мне выйти за него замуж, а я ему скажу, что не могу принять его предложение, потому что я могу умереть, он спрашивает, как? Я беру его под руку, мы идем, подходим к дороге, я перехожу дорогу, иду вперед, и меня сбивает машина. Вернее всего так и будет, говорю я ему. Он не верит. Я ему предлагаю вариант, как я подавилась косточкой, и еще несколько вариантов скоропостижности. Он говорит, что у меня плохое настроение, и давай, говорит, встретимся завтра. Он уходит. И, переходя через дорогу, попадает под машину. Вот такой сюжет.
РЕЖИССЕР. Ладно, я пойду. До завтра. Будь осторожна.
БАЛЕРИНА. До завтра.

РЕЖИССЕР уходит, а переходя через дорогу, попадает под машину. Тем временем камера снимает БАЛЕРИНУ и уходит вверх по колонне, тогда вдруг слышится звук тормозов и удар.
На следующий день.

БАЛЕРИНА. Он умер. Снимать некому. Значит, я не буду актрисой. Перестаньте снимать. Я не накрасила ресницы, уберите крупный план (другая камера: общий план, БАЛЕРИНА уходит).
ГОЛОС. Она ходит по улицам, гуляет в парке, сидит в кафе, смотрит телевизор, гладит кошку, читает… чуть ниже, не настолько, чуть выше, во… читает Сартра, фууу… бродит по полю, ишак все время идет за ней… кстати, откуда ишак взялся?
ДРУГОЙ ГОЛОС. Из предыдущей сцены.
ГОЛОС. Прыгает в классики, сидит на скамейке, рвет фиалки с клумбы, платит штраф, едет в трамвае, спит.

Меняются кадры каждые 4-6 секунд (кадры без звука, ГОЛОС опережает действия): идет по улице, идет по парку, заложив руки за спину, пьет кефир, остаются «белые усы», кому-то улыбается, читает, сидя в кресле, камера чуть выше головы, камера опускается (когда ГОЛОС говорит: «чуть ниже»), что видны трусы, потом поднимается на уровень книги (когда ГОЛОС говорит: «не настолько, чуть выше, во»), идет по полю, ишак сзади, прыгает в классики, сидит на краешке скамейки, потому что на ней сидят еще много человек, рвет цветы на клумбе, тут же подходит милиционер, шлепает ее пару раз по ягодице, едет в трамвае (желательно, вися на подножке), спит (в одной руке фиалки, в другой – почти пустая бутылка, сопение).

На следующий день.
БАЛЕРИНА выходит из парадного. Шопенка, белая майка, поверх джинсовое болеро. Тут же стоит ишак. Она его отвязывает (веревка длинная, метра 2-3, чтобы можно было использовать в танце, не отпуская, начинает играть музыка) и идет впереди него по улице, то танцуя (перемешивая балетное па с современным танцем), то идя, то останавливаясь, вовлекая иногда в танец прохожих, некоторые из которых отказываются танцевать, некоторые делают это нехотя и не совсем умело, некоторые – профессионально. Постепенно собирается толпа (сначала дети), которая идет за ней, располагаясь по обе стороны ишака, слегка подтанцовывая.
Улица, арка, дверь, коридор, закулисье, БАЛЕРИНА снимает болеро, сбоку из-за кулис видна освещенная сцена, музыка переходит в классическую, сцена (сбоку) все ближе и ближе. И вот БАЛЕРИНА стоит на сцене, раздаются аплодисменты, кланяется (вид из зрительного зала, общий план, камера приближается до первого среднего плана, потом отъезжает), и на сцене уже та толпа, которая шла за ней на улице, и еще конферансье стоящий рядом с БАЛЕРИНОЙ, все кланяются, конферансье не кланяется, только хлопает.

КОНФЕРАНСЬЕ (БАЛЕРИНЕ). С возвращением!

Камера приближается и одновременно уходит наверх. Видны балки, веревки, мостики, на одном сидит шут, о которого она в начальных кадрах фильма споткнулась и сломала ногу, и хлопает.

ГуазараCopyright © 2014. Все права гуазары защищены.